среда, 25 июня 2008 г.

Эксперт: Неоязычество не всегда подразумевает экстремизм

Россия, Санкт-Петербург
Документ: http://www.rosbaltpiter.ru/2008/06/23/496732.html
Дата: 2008-06-23 17:28:00+04


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 23 июня. Неоязычество не стоит путать с экстремистскими воззрениями. Такое мнение высказал сегодня доцент кафедры религиоведения РГПУ им. Герцена Алексей Гайдуков на круглом столе в «Росбалте», посвященном современному язычеству.

По словам эксперта, сам термин «неоязычество» вызывает неоднозначную реакцию у многих приверженцев этого религиозного направления. Неоязычники переживают, что их часто ассоциируют с неофашистами. В итоге возник новый термин — «родноверие».

«В язычестве много направлений: кто-то борется с христианством, кто-то борется с иудаизмом, кто-то проводит обряды в лесах. Сходство одно — это попытка реконструировать дохристианскую традицию», — пояснил Гайдуков. Он подчеркнул, что хотя у неоязычников и встречаются элементы легкого национализма, это простительно людям, которые стремятся обрести свои корни.

Однако стоит различать язычников и политиков. Язычник может заниматься политикой, это его частное дело. Свобода совести, право верить или не верить записано в Конституции РФ. Другое дело, если националистические организации включают в себя религиозные элементы, которые могут быть и православными, и языческими — для привлечения людей в свои ряды. По его мнению, записывать всех язычников в экстремисты — неоправданно.

Как рассказал Алексей Гайдуков, традиционное язычество, например, верования народов севера отличается от неоязычества тем, что в последнем передача традиции была прервана и ее пытаются восстановить или создать заново. Кроме того, устная традиция менялась в соответствие с требованиями момента, в отличие от религий, опирающихся на книжные источники.

Гайдуков отметил, что схожим образом известный петербургский неоязычник Владимир Голяков (волхв Богумил Второй), когда-то первым соорудил квадрат из бревен, огораживающий сакральное пространство, вокруг идола Перуна во Фрунзенском районе. Эксперт отметил, что идея оказалась удачной, ею многие пользуются и она имеет шансы войти в эту традицию.

Алексей Гайдуков заключил, что сегодня неоязычество в той или иной форме — это объективное явление современной культуры.


источник: http://www.rosbalt.ru/2008/06/23/496732.html

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

см. также о
круглом столе в «Росбалте»:
Санкт-Петербург. Круглый стол «Притягательная сила языческих обрядов»
http://www.rosbalt.ru/2008/06/23/495697.html
(Дата: 2008-06-23 14:00:00+04)

Дата: 2008-06-23 14:00:00+04

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Неоязычество не всегда предполагает экстремизм! Спасибо, Алексей, удружил. Объяснил, что я не экстремист.
Слушая твой вечерний доклад в РГГУ, примерно 13 мая 2010, я был крайне удивлён этой форме подачи образа русских язычников. Дескать, язычники имеют проблемы с самоназванием, язычники не могут отмыться от экстремизма, язычники справляют свои обряды в ночнушках, и т.д. При этом, будто бы сам ты чуть ли не друг всх язычников и таким образом их, несчстных, защищаешь, от грязи отмываешь, и человеческие имена им вместо жаргонных присваиваешь.
Представляется, что это ты попросту нашёл такую удобную форму возведеия на нас хулы.
Если так рассуждать, то тогда давай вслух и громко говорить, что не все попы гомики, и христианство не всегда предполагает дыбу и костер за инакомыслие. Думаю, тебя коллеги за такие разговоры по головке не погладят.
Меня покоробило твоё выступление в РГГУ. В этом тексте его дух повторяется и претендует как бы вообще на стиль изложения всего, что к язычству относится.
Заявляю, что это стиль дурной и вредный.

Велимир

Алексей Гайдуков комментирует...

Уважаемый Велимир, благодарю за комментарии.
Данный текст – лишь попытка осветить одну из преград к адекватному пониманию современного язычества в обществе. Моё беспокойство касается негативизации в сми и в массовом сознании современного язычества как этнокультурного и религиозного явления.
После событий 2 февраля 2010 г. (см., напр.: Взрыв на ЖД взяли на себя националисты-язычники //Деловой квартал. – 2010 – 3 февраля. – http://dkvartal.ru/news/40264951) ситуация особенно обострилась. Этим и была вызвана тематика выступления в РГГУ. Возможно, моё цитирование антидолбославских «100 правил», было излишним, однако после упомянутых событий именно про них мне говорили многие, выражая своё отношение ко ВСЕМ язычникам. «Отмывать» кого-либо от его собственной глупости или совершённых правонарушений я не собирался. Каждый сам отвечает за содеянное. Желаю удачи в добрых начинаниях.